УДК 002.2

Н.В. Головко

Обзор репертуара издательства И.С. Лапина в Париже по материалам французской периодической печати первой трети ХХ века

 

В статье впервые представлено обозрение книжной продукции, выпускавшейся издательством И.С. Лапина в Париже для французского рынка, составленное по материалам газет и журналов начала XX века, доступных в электронной базе данных «Gallica» Национальной библиотеки Франции. Составлена хронология книгоиздательской деятельности И.С. Лапина с 1912 по 1931 годы, перечислены все вышедшие в его издательстве книги, упоминания о которых удалось обнаружить во французской периодике, а также переведены многие фрагменты газетно-журнальных статей и рецензий, содержащие отзывы современников об этих изданиях.

Ключевые слова: издательство И.С. Лапина в Париже, издательский репертуар, французская периодическая печать первой трети XX века, деятели русской эмиграции во Франции начала XX века.

 

The article presents for the first time a review of books produced by the publishing house of I.S. Lapin in Paris for the French market, compiled from the materials of newspapers and magazines of the early 20th century, available in the electronic database "Gallica" of the National Library of France. Chronology of the book publishing activity of I.S. Lapin from 1912 to 1931 is made; a list of all the books released by his publishing house, references to which were found in the French periodicals, is compiled; many fragments of newspaper and magazine articles and reviews containing opinions of contemporaries about these publications are translated.

Keywords: publishing house of I.S. Lapin in Paris, the publishing repertoire, the French periodical press of the first third of the 20th century, the figures of Russian emigration in France at the beginning of the 20th century.

 

Издательство художника-литографа И.С. Лапина (1868-1931), уроженца г. Гродно, известно благодаря многочисленным почтовым карточкам, которые по настоящее время являются популярными предметами коллекционирования и входят в собрания библиотек и музеев, в том числе зарубежных (таких, например, как Национальный археологический музей Испании). Тем не менее, И.С. Лапин, будучи издателем, выпускал не только открытки, но и книги, о которых известно довольно мало – в первую очередь, вероятно, из-за того, что значительная часть таких изданий предназначалась для французского рынка и после революционных событий 1917 г. осталась вне пределов досягаемости отечественных специалистов. Нехватка данных о жизни и деятельности И.С. Лапина достигает такого уровня, что даже наиболее базовые сведения – имя, отчество, даты рождения и смерти издателя – приходится устанавливать по архивным первоисточникам. Выражаясь образно, И.С. Лапин – как персона и как объект биографических исследований – в чрезвычайной степени неуловим.

Собирая информацию об этом издателе с намерением составить очерк его жизненного пути и дополнить тем самым обзорную статью о нем филокартиста М. Забоченя[1], поиски научного сотрудника Государственного Русского музея Н.А. Мозохиной [см. напр.:[2]] и каталог коллекционера В.В. Крепостнова[3], мы обнаружили объемный архив полезных сведений в электронной базе данных «Gallica» Национальной библиотеки Франции (http://gallica.bnf.fr), которая, помимо прочего, содержит множество оцифрованных копий французских периодических изданий, начиная с XVIII века. Это собрание газет и журналов, оборудованное возможностями полнотекстового поиска, позволило нам обнаружить порядка пятисот заметок, в которых тем или иным образом отражены события из жизни И.С. Лапина.

Помимо данных собственно биографического характера, которые были нашей основной целью и которые составляют предметы других, отдельных статей, «Галлика» содержит и значительное количество упоминаний о книгах, издававшихся И.С. Лапиным во Франции. Мы приняли решение выделить очерк о них в обособленную публикацию.

Заметки из французской периодической печати первой трети XX века, касающиеся книгоиздательской деятельности И.С. Лапина, описаны в хронологическом порядке. При переводе газетно-журнальных текстов в интересах аутентичности мы сохраняем фамилию «Лапинá» (ударение на последнем слоге), которой издатель пользовался во Франции. Оговоримся заблаговременно, что мы видим свою основную задачу именно в описании и каталогизации этих заметок, поэтому мы намеренно ограничиваем себя теми характеристиками изданий И.С. Лапина, которые были даны французскими журналистами в оригинале (хотя и даем некоторые комментарии от себя по мере необходимости).

Все примечания, относящиеся к «Галлике», ввиду их многочисленности приведены в упрощенной форме: название и URL. Наименованием веб-ресурса, очевидно, во всех таких случаях является «Gallica»; датой обращения является 23.03.2017 г.

• Первое упоминание о книгах И.С. Лапина относится к февралю 1912 года, когда издание «Univers» информирует о том, что в галерее Боэти «по высоким ценам» предлагаются работы художников Яна и Таде Стыка. Отмечая, что Ян Стыка, помимо прочего, иллюстрировал «столь спорный роман» Г. Сенкевича «Камо грядеши», автор заметки сообщает, что «по этому случаю издательство Ильи Лапинá, 75, улица Данфер-Рошеро, выпускает альбом “L'Ecrivain et le peintre de ‘Quo vadis’” [Автор и художник Камо грядеши[4]. Судя по тексту заметки и по заголовку «Прискорбная реклама», газета относится к инициативе И.С. Лапина неодобрительно.

• В ноябре 1913 года в газете «Comoedia» появилась информация о выходе в издательстве И.С. Лапина книги «Léopold Bernstamm, sa vie, son oeuvre» («Леопольд Бернштам: его жизнь, его дело»)[5]. Издание о российском скульпторе-портретисте, который, по данным Брокгауза и Ефрона, жил в Париже с 1885 года, было подготовлено его сыном. В начале января 1914 г. газета «Lanterne» по поводу этой книги пишет, что «художественный издатель Илья Лапинá публикует, с обычной для него роскошью, важное исследование о скульпторе Леопольде Бернштаме»[6].

• В январе 1914 года И.С. Лапин становится кавалером ордена Почетного легиона. В заметке газеты «Journal» по этому информационному поводу указывается, что он издал альбомы с хромолитографическими репродукциями шедевров Лувра и Люксембургского музея. Кроме того, газета отмечает, что он «взял на себя заботу увековечить альбомом того же жанра 250-летие Санкт-Петербургской Академии художеств, где представлено столь много шедевров французского искусства»[7]. Издания о Люксембургском музее и о музее Лувра фигурируют во французской периодике довольно часто, что будет показано в дальнейшем, однако третий альбом в ней не упоминается. Вполне вероятно, что он предназначался для российского рынка, но и среди отечественных изданий мы его не встречали.

В том же месяце «Figaro» описывает новые художественные книги и сообщает, в частности, что «удовольствием от других прекрасных изображений мы обязаны г-ну Илье Лапинá; знаменитый печатник, столь заслуженно ценимый библиофилами, запечатлел в превосходной книге художественные шедевры Люксембургского музея»[8]. Заметим, что, издавая эту книгу, И.С. Лапин не указал года ее выпуска, поэтому дата выхода первого издания «Шедевров Люксембургского музея» считается условной. Тем не менее, его часто датируют именно 1914 годом.

Позднее, в феврале 1914 года, о «Шедеврах...» пишет журнал «Mercure de France». В соответствующей заметке говорится о том, что «русский чертежник, ставший издателем, г-н И. Лапинá, опубликовал превосходную книгу о шедеврах Люксембургского музея, ... которая представляет собой не только красивый подарочный том, но и ценный документальный труд»[9]. Указано, что в книге содержатся 50 цветных репродукций и 45 гравюр, а также приведена цена – 50 франков.

Также это издание упоминается в выпуске еженедельника «Revue hebdomadaire» за март 1914 года. Автор статьи описывает «великолепный альбом, в котором г-н Лапинá столь хорошо напечатал, в цветах, пятьдесят полотен Люксембурга»[10].

• В апреле 1914 года газета «Journal» сообщает о судебном противостоянии между И.С. Лапиным и немецким обществом «Photographische Gesellschaft». Этот эпизод в рамках данной статьи интересен постольку, поскольку предметом разбирательства были 14 полотен В.В. Верещагина, «изображающих эпизоды кампании Наполеона I в России»[11], которые были воспроизведены не только на открытках, но и в книге Ф. де Сегюра о Наполеоне, изданной И.С. Лапиным и его партнером Эрнестом Фламмарионом к 100-летию упомянутой выше кампании (т.е. в 1912 году).

• В январе 1915 года И.С. Лапин помещает в газете «Matin» объявление, в котором рекламируются типографские услуги, в том числе лито- и хромолитография, а также гелиогравюра[12]. В этом же объявлении предлагается «третий патриотический альбом с предисловием Мориса Барреса из французской Академии, содержащий 50 актуальных карточек, отобранных среди лучших сюжетов».

• Летом 1915 года И.С. Лапин издал «красивый каталог» «выставки художников оккупированных регионов», которая была устроена в Париже в июне-июле того же года[13].

• Ряд источников, датированных 1916 годом, позволяют судить о том, что И.С. Лапин печатал плакаты и афиши (преимущественно военной тематики) по рисункам Д. Риджуэй Найта[14], Л. Жона (Jonas) и Ш. Форкре[15], А. Ролля[16], Д.С. Стеллецкого[17], Н. Алуара (Allouard)[18]. Также этим годом датировано издание «Триеннале: Иллюстрированный каталог картин, скульптур, рисунков, гравюр, архитектурных сооружений и декоративного искусства, экспонированных в зале Жё-де-Пом, терраса Тюильри, с 1 марта по 15 апреля 1916 года» с предисловием Н. Клеман-Жанена[19].

• В мае 1919 года еженедельник «L'Afrique du Nord illustrée» пишет о том, что бельгийский поэт Т. Дронша (Dronchat) написал, а «г-н Илья Лапинá, русский печатник» издал произведение под названием «Гимн Свободе». Сказано также, что «этот русско-бельгийский шедевр» был предназначен для того, чтобы официально вручаться в дипломатических и политических кругах Парижа. «[Г-н] Бабук, из [газеты] “Opinion”, сильно возмущен этой авантюрой», – добавляет издание[20].

• В августе 1919 года газета «Intransigeant» информирует о выходе издания «Cantique dans la tempête» («Песнопение в бурю») г-на Р. Вейсье (Veyssié), которое было выпущено И.С. Лапиным[21]. Об этой же книге сообщает в декабре 1919 г. «Mercure de France», который дополняет ее описание упоминанием о рисунках пером, выполненных художницей М. Монье (Monier)[22].

• В 1920 году И.С. Лапин выпускал печатную продукцию для Парижской ярмарки 1921 г.[23] Другой источник свидетельствует, что им же выпускались каталоги ярмарок 1917 и 1919-1924 годов[24].

• В сентябре 1920 года в «Официальном муниципальном бюллетене города Парижа» под заголовком «Открытие кредитов для оплаты расходов по публикации двух официальных реляций» имеется запись «Счет Лапинá, 15 000 франков»[25]. Насколько можно судить по тексту, речь идет о тиражировании реляции о приеме президента США В. Вильсона в Отель-де-Виль.

Позднее, в апреле 1921 г., реляция описывается в том же издании. Упомянуты «иллюстрации в тексте и за пределами текста, обрамления, фронтисписы и виньетки»[26].

Кроме того, в сентябре 1921 года бюллетень упоминает другую реляцию – по случаю приема короля и королевы Бельгии (также в Отель-де-Виль). Названы «иллюстрации С. Буаньяра [Boignard]», а также «портреты и факсимиле вне текста»[27].

Согласно более поздним источникам, в 1923 году И.С. Лапин издавал такой же документ по случаю приема тунисского бея Мухаммеда аль-Хабиба[28].

• В мае 1921 года в газете «Figaro» помещено объявление о новом издании «Наполеона» Ф. де Сегюра, содержащем «53 цветные иллюстрации Шарле, Ивона, Верещагина и других»[29]. Цена экземпляра – 100 франков.

• Предположительно в 1922 году типографией И.С. Лапина был издан труд Ф. д’Андинье (d’Andigné) «De Boulogne à Auteuil, Passy et Chaillot à travers les âges» («Из Булони в Отёй, Пасси и Шайо сквозь века»)[30].

• В мае 1922 года в издании «Gaulois» предвосхищается «бал Гран-при». Сообщается, в частности, что участники события смогут получить «великолепную программу-альбом, содержащую двадцать акварелей наших самых популярных художников, изданную г-ном Лапинá»[31].

Затем, после события, в «Gaulois» появляется отдельная заметка, посвященная программе. Автор отмечает, что «программа Венецианского праздника, которая распространялась в субботу в Опере, – великолепная брошюра, украшенная рисунками и акварелями, ... исполненными с величайшим вкусом домом Лапинá»[32]. В материале приведен список художников и искусствоведов, чьи работы и тексты были опубликованы в программе, однако этот список представляется избыточно объемным для нужд данной статьи, поэтому мы полагаем целесообразным его опустить. В конце заметки сказано, что в распоряжении организаторов осталось некоторое количество экземпляров, так что было принято решение выставить «ценные сувениры беспрецедентного праздника» на продажу по цене в 20 франков за штуку. Желающие могли приобрести «эти роскошные брошюры» в офисах газеты.

Кроме того, в июне 1922 года бал упоминается в выпуске газеты «Comoedia». Помимо прочего, в заметке фигурирует «блистательная программа, настоящий типографский шедевр г-на Лапинá»[33].

Годом позже, в июне 1923 г., «Gaulois» сообщает об аналогичном собрании. Согласно этой заметке, гости бала могли приобрести «альбом, с бесконечной тщательностью и утонченным мастерством исполненный г-ном Лапинá, который превзошел всех в этом деле»[34].

• В октябре 1922 года в газете «Figaro» анонсируется «новое роскошное издание [романа Д. Дидро] “Жак-фаталист”, иллюстрированное акварелями Жозефа Эмара [Hémard]». Сказано также, что предисловие было написано г-ном Жоржем Граппом (Grappe)[35].

Впоследствии данное издание описывается в газете «Temps» в марте 1923 г. В отличие от многих подобных заметок, этот материал посвящен в основном форме книги, а не содержанию романа (что, вероятно, объясняется общеизвестностью классического произведения). Из него известно, в частности, что книга содержит 120 иллюстраций Ж. Эмара. В начале текста автор пишет о том, что читать шедевр приятно всегда, даже если он напечатан плохо, однако «распробовать его по-настоящему можно лишь тогда, когда печать и иллюстрации выделяют его и облекают в изысканную форму, искусно адаптированную к духу и характеру книги. Тонкие ценители найдут все эти достоинства собранными в издании, недавно выпущенном Лапинá»[36]. «Это рекорд», – подытоживает журналист.

• В декабре 1922 года в газете «Gaulois» обнаруживается заметка под заголовком «Красивая книга» со следующим содержанием:

«Двое молодых художников, г-да Ги Арну и Ренефер [Renefer], воевали не зря. Великая эпопея вдохновила первого [из них] на прекрасную книгу “Le Cabaret” [“Кабаре”], а второго – на сорок девять офортов превосходного исполнения. Благодаря г-ну Илье Лапинá, хорошо известному печатнику-издателю, который с большим вкусом и художественным чутьем посодействовал им, эти двое молодых людей теперь могут с гордостью увидеть появление прекрасных изображений, которые подсказала им война, в уникальном оформлении, которое оценят библиофилы»[37].

Издание «Nouvelles littéraires, artistiques et scientifiques» за тот же месяц корректирует информацию предыдущей газеты: автор книги – не художник Ги Арну, а писатель Александр Арну[38].

Также об этой книге пишет газета «Temps», называя ее «великолепным произведением» и отмечая «красоту использованного материала» (т.е. бумаги – японской, верже и ватмана) и «выбор шрифта, жирного без чрезмерности»[39].

Кроме того, в январе 1923 года представитель Французской академии Анри де Ренье обозревает данное издание в газете «Figaro» и отмечает, помимо прочего, что «великолепное издание “Кабаре”, которое дает нам издатель Лапинá» – это «также и труд совершенного вкуса и безупречного исполнения». «...Офорты г-на Ренефера, – продолжает автор, – ... сопровождают текст благороднейшей типографики... Г-н Лапинá справедливо обеспечил ей [книге] форму, достойную ее ценности»[40].

• В 1923 году И.С. Лапин издал каталог выставки картин Ж. Беллана (Bellan), устроенной, насколько можно судить по источнику, клубом «Cercle de l’Union interalliée» («Кружок межсоюзнического объединения»). Предисловие написано встречавшимся нам ранее М. Барресом[41].

• В издании «Muse française» за январь 1923 года упоминается напечатанная И.С. Лапиным книга Пьера де Нольяка «Poèmes de France et d’Italie» («Стихи о Франции и Италии»). В описании указаны «оригинальные цветные гравюры на дереве П.-Э. Колена [Colin]»[42], а также стоимость – 70 франков. Кроме того, в январе 1924 г. в газете «Journal des debats politiques et littéraires» помещена реклама данной книги[43]. 

• В феврале 1923 года в газете «Gaulois» говорится о том, что «покойный г-н Лафенестр выступал с инициативой опубликовать коллекцию выпусков о Лувре, которую издал дом Лапинá»[44].

По этому поводу можно заметить, что книга «Le Louvre, le musée et les chefs-d’oeuvre de la peinture» («Лувр, музей и шедевры живописи») Ж. Лафенестра в виде коллекции из 8 выпусков со 150 цветными и 50 черно-белыми иллюстрациями упоминается в издании «Revue de l'art ancien et moderne» 1924 года. Из описания следует, что И.С. Лапин издавал ее совместно с Фламмарионом[45].

• В декабре 1923 года в газете «Figaro» опубликовано относительно крупное объявление, в котором к новогодним праздникам предлагается «подарок полезный и роскошный». По цене в 100 франков за экземпляр рекламируются четыре книги: «Le Louvre» г-д Лафенестра и Бенедита (50 цветных иллюстраций и 50 изображений в тоне сепии), «Le Luxembourg» Л. Бенедита (50 цветных и 45 черно-белых иллюстраций), «La beauté de la femme dans l’art» («Женская красота в искусстве») А. Дайо (Dayot) (50 цветных изображений) и «Napoléon» генерала де Сегюра (56 цветных иллюстраций). Объявление завершается фразой «художественные издания Лапинá»[46].

Можно также отметить, что издания «Le Louvre» и «Le Luxembourg» из этого объявления довольно подробно описываются в «Mercure de France» за февраль 1925 года[47]. К примеру, первая книга характеризуется как «собрание великолепных цветных репродукций», которые «очень точны» благодаря «современным усовершенствованиям процедуры трехцветной печати», а по поводу второй сказано, что это – том «не менее роскошный и удачный».

• Также в декабре 1923 года в ежемесячнике «Correspondant» помещена реклама «Стихов о Франции и Италии» П. де Нольяка («ограниченный тираж 1 300 экземпляров»), открывающих «новую роскошную коллекцию “Знаменитые книги”»[48], и других изданий И.С. Лапина, размером в полную страницу. Приведенные цены в зависимости от качества и эксклюзивности экземпляров варьируются от 70 до 3 000 франков. Из этого же объявления следует, что готовится к изданию книга Э. Жалю «Le reste est silence» («Остальное – молчание») с иллюстрациями М. Детома (Dethomas). По поводу «Кабаре» А. Арну и «Жака-фаталиста» Д. Дидро, упоминавшихся ранее, сообщается, что «осталось всего несколько экземпляров».

• В декабре 1924 года газета «Nouvelles litteraires, artistiques et scientifiques» впервые упоминает издание И.С. Лапиным романа братьев Таро «Maîtresse servante» («Дама-служанка») стоимостью в 425 франков за экземпляр[49]. Добавим, что согласно более позднему источнику, в 1928 году вариант этой книги на японской бумаге продавался за 5 200 франков[50].

• Имеются сведения об участии И.С. Лапина в «Международной выставке декоративных искусств и современной промышленности», которая проходила в Париже в 1925 году. В отчете о выставке, подготовленном министерством коммерции и промышленности, представлено издание «L'ile des pingouins» («Остров пингвинов») А. Франса с иллюстрациями Л. Жу (Jou)[51].

• В апреле 1925 года в «Mercure de France» опубликовано рекламное объявление в полную страницу, из которого следует, что «недавно вышел второй том в коллекции “Знаменитые книги”» – анонсированное в конце 1923 г. издание «Le reste est silence» Э. Жалю, «украшенное тридцатью семью черно-белыми рисунками Максима Детома; гравюры на дереве Жоржа Обера»[52]. Книга выпущена ограниченным тиражом в 1 000 экземпляров, стоимость которых в зависимости от исполнения и других особенностей варьируется от 95 до 5 000 франков. В этом же объявлении анонсирован выход следующей книги в серии – «La fête arabe» («Арабский праздник») братьев Таро. Примечательна фраза в конце рекламы: «Изданиям Лапинá удостоверено эксклюзивное право, сроком на 10 лет, на публикацию роскошными иллюстрированными тиражами законченных произведений, которые уже появились или появятся в будущем, великих писателей Ж. и Ж. Таро».

• В октябре 1925 года в газете «Action française» опубликовано интервью с П. де Нольяком, в котором поэт говорит, в частности, следующее: «... Лапинá попросил у меня для роскошной книги несколько старых работ, которые я объединил под заглавием “Dans l’ombre de la Reine” [“В тени королевы”]»[53].

Заметим кратко, что издания с таким заголовком нам обнаружить не удалось; вероятно, имеется в виду более позднее издание «Autour de la Reine» («Близ королевы»).

• В ноябре 1925 года И.С. Лапин анонсирует в газете «Nouvelles litteraires, artistiques et scientifiques» список из 14 изданий, планируемых к публикации[54]. Этот набор будет нами описан в отдельной статье, посвященной серийным изданиям И.С. Лапина во Франции.

• В 1926 году в ежегоднике «Общества Фрагонара» упоминается «набор из 4 офортов, гравированных Фрагонаром в Италии», с пояснением «Издательство Лапинá»[55].

• Также имеются сведения, что в 1926 году в издательстве И.С. Лапина вышла книга Ж.-Ж. Марке де Вассело, посвященная циклу шпалер «Дама с единорогом» из музея Клюни[56]. В более позднем источнике ее переиздание от 1928 г. охарактеризовано как «хороший альбом цветных репродукций»[57]. Кроме того, обнаруживаются и упоминания о третьем издании, датированные 1931 годом[58].

• В апреле 1926 года газета «Comoedia» публикует первое упоминание о «новой коллекции еще не изданных произведений современных авторов: “Les Panathenées” [“Панафинеи”], которая будет выпущена в издательстве Лапинá»[59]. Эта коллекция также будет нами описана отдельно.

• В декабре 1926 г. в газете «Matin» помещено объявление по поводу «подарка полезного и художественного». Помимо уже рекламировавшихся в аналогичном контексте четырех книг (см. декабрь 1923 г.), предлагаются издания «Musée de Cluny» («Музей Клюни») по цене в 30 франков и «Камо грядеши» Г. Сенкевича стоимостью в 70 франков. Указан адрес магазина И.С. Лапина на улице Лафит[60].

Те же четыре книги («Le Louvre», «Le Luxembourg», «La beauté de la femme...» и «Napoléon» рекламируются по аналогичному поводу и в декабре 1927 г., однако это объявление, размещенное в газете «Temps»[61], крупнее и заметнее предыдущего.

В конце следующего года в издании «Nouvelles litteraires, artistiques et scientifiques» также обнаруживается большая реклама с текстом «Рождество 1928. Если вы не определились с выбором подарка, присмотритесь к красивым книгам из коллекции “Великие музеи”»[62]. В тот же момент в газете «Temps» помещена текстовая реклама с подробным описанием предлагаемых изданий[63].

Заметим к слову, что книга о шедеврах Лувра имеет два тома. Первый, как мы уже указывали, был подготовлен Ж. Лафенестром, а второй – Л. Откёром с предисловием А. Верна (Verne), о чем будет сказано далее.

• В январе 1927 года в «Бюллетене Парижской торговой палаты» указано издание «L'Hotel de Ville de Paris» («Парижский Отель-де-Виль») Л. Ламбо (Lambeau), выпущенное И.С. Лапиным[64].

• В том же месяце в бюллетене научного общества Бурбонне опубликован текст с заголовком «Неопубликованные заметки о муленском поэте Жане де Ланжанде [Lingendes]». При заголовке имеется сноска, в примечании по которой сказано: «вскорости появится совокупно с “Заметками об Антуане Эроэ [Héroët]” в иллюстрированном роскошном издании ограниченным тиражом у Лапинá, 75, ул. Данфер-Рошеро, Париж»[65]. Речь идет об одной из книг серии «Образы времени», о которой будет сказано ниже.

• В марте 1927 года из библиографической записи в «Nouvelles litteraires, artistiques et scientifiques» следует, что на этот момент выпущены 9 книг из коллекции «Панафинеи»[66].

• В мае 1927 года в газете «Comoedia» сообщается, что «бальзаковские публикации под руководством г-на Марселя Бутерона, ненадолго прерванные, скоро появятся. Г-н Марсель Бутерон действительно договорился с издательством Лапинá, которому он предоставил свои произведения на десять лет»[67]. «Бальзаковская коллекция», так же, как и другие серии И.С. Лапина, будет предметом особого рассмотрения.

• В июне 1927 года «Comoedia» пишет, что «после “Панафиней”, коллекции, которая будет отныне и впредь пользоваться широким спросом, г-н И. Лапинá учреждает новое собрание: “Les images du temps” [“Образы времени”], тиражом в 1 100 экземпляров»[68]. Это – четвертая, заключительная коллекция, которую мы будем описывать в статье о серийных изданиях И.С. Лапина.

• В июле 1927 года «Action française» сообщает, что «Луи Откёр подготавливает в издательстве Лапинá труд о музее Лувра. Анри Верне, директор Национальных музеев, написал предисловие, воспроизведенное в “Figaro artistique”»[69].

• В январе 1928 года газета «Nouvelles litteraires, artistiques et scientifiques» упоминает книгу братьев Таро «La randonnée de Samba Diouf» («Приключения Самба Диуфа») с иллюстрациями Л. Мадрасси по цене в 700 франков[70]. Из другого источника известно, что книга содержит 46 гравюр художника[71].

• В апреле 1928 года в газете «Comoedia» присутствует информация о выпуске И.С. Лапиным «некоммерческой брошюры» под названием «Насмешки», содержащей стихотворные пародии «за подписью Андре Гайо [Gayot]». Газета также цитирует фрагменты «из этой редкой брошюры»[72].

• В декабре 1928 года в «Бюллетене торговой палаты Парижа» упоминается книга под названием «Chauffage central aux huiles lourdes» («Центральное отопление тяжелой нефтью»), изданная «Морским нефтяным обществом» и напечатанная в типографии И.С. Лапина, с иллюстрациями[73].

• В феврале 1930 года из заметки в газете «Comoedia» известно, что на этот момент вышли 9 книг из коллекции «Образы времени» и 11 изданий из серии «Панафинеи». Остальные выпуски – 3 из первой коллекции и 1 из второй – анонсированы как запланированные к выходу в течение 1930 года[74].

• В апреле 1930 года И.С. Лапин завершает публикацию серии «Панафинеи» (см. комментарий к «Людоеду» Ш. Морраса ранее). Все 12 книг коллекции, запланированные в 1926 году, были успешно выпущены[75].

• В мае 1930 года «Action française» размещает рекламное объявление, из которого следует, что эта газета начинает публиковать «Людоеда» Ш. Морраса, вышедшего «у художественного издателя Лапинá, который дал разрешение на воспроизведение»[76].

• В том же месяце в газете «Nouvelles litteraires, artistiques et scientifiques» содержится упоминание о выпуске И.С. Лапиным книги Э. Ниньона (Nignon) «Plaisirs de la table» («Хороший стол») с иллюстрациями П.-Ф. Гриньона (Grignon), стоимостью в 300 франков[77]. Личность автора, известного повара, заставляет предполагать, что это – издание гастрономического характера. В январе 1931 г. та же книга фигурирует в той же газете с пометкой «Новое издание», будучи опубликованной при участии «ресторана Лярю»[78].

• В 1931 году в издательстве И.С. Лапина вышли речи А. Бюиссона «Du magistrat consulaire» («О торговом суде») и «De la moralité commerciale» («О торговой морали»)[79].

• В октябре 1931 года газета «Nouvelles litteraires, artistiques et scientifiques» сообщает о выходе в издательстве И.С. Лапина книги братьев Таро «L’ombre de la croix» («Тень креста»). Стоимость варьируется от 2 000 до 6 500 франков за экземпляр[80]. Позднее из этой же газеты следует, что книга была иллюстрирована 89 оригинальными офортами Ф. Брэнгвина[81]. Отметим дополнительно, что, согласно последней заметке, в коллекции «Образы времени» вышло 10 изданий из 12 запланированных; методом исключения устанавливается, что не успели появиться произведения Л. Декава и Э. Эстонье.

Вскоре после смерти И.С. Лапина в октябре 1931 года его издательство было признано банкротом. Оставшиеся на складе книги были распроданы вместе с типографским оборудованием, и по очевидным причинам никакие новые издания после этой даты уже не выходили.

Таким образом, данный обзор книг, выпускавшихся издательством И.С. Лапина во Франции, составленный по материалам французской периодической печати первой трети ХХ века, естественным образом исчерпывает себя. Мы приложили определенные усилия к тому, чтобы отобрать и перевести наиболее существенную информацию из каждой заметки и тем самым очертить в общем виде французский издательский репертуар И.С. Лапина. Рассчитываем, что собранная и каталогизированная нами информация создаст достаточно надежный фундамент для дальнейших изысканий в этом направлении, которые стали возможны благодаря развитию современных информационных и телекоммуникационных технологий.

 

 



[1] Забочень М. Открытки парижского издательства И.С. Лапина // Правда. – №3 (176). – 24-31 января 1997.

[2] Мозохина Н.А. Новое об издательстве И.С. Лапина по материалам Петербургских архивов // Филокартия. – №1 (7). – 2008.

[3] Сергей Соломко: иллюстрированный каталог почтовых открыток. Издательство Ильи Лапина в Париже: альбом / рук. проекта: В. Крепостнов; авт. русс. текста: В. Крепостнов, Н. Мозохина ; пер. на фр. яз.: Ж. Пияр. - Киров: Изд. дом "Крепостновъ", 2013. – 400 с.

[4] Univers. 1912-02-21 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7147121/f2

[5] Comoedia. 1913-11-03/ http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7649503q/f2

[6] Lanterne. 1914-01-06 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7514458q/f3

[7] Journal. 1914-01-16 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7598813z/f2

[8] Figaro. 1914-01-24 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2902052/f4

[9] Mercure de France. 1914-02-16 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k201741k/f196

[10] Revue hebdomadaire. 1914-03 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k405974w/f707

[11] Journal. 1914-04-10 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7598897n/f5

[12] Matin. 1915-01-13 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5711356/f4

[13] Reims et la Marne. 1916 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6565279p/f587

[14] Procès-verbaux des séances de la Société des lettres, sciences et arts de l'Aveyron. 1916 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k55053172/f205

[15] Там же. / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k55053172/f150

[16] Collection Henri Leblanc destinée à l'État. 1916 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6341281g/f363

[17] Там же. / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k63368523/f287

[18] Там же. / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k63368523/f320

[19] Там же. / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k63367676/f258

[20] L'Afrique du Nord illustrée. 1919-05-15 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k55857612/f21

[21] Intransigeant. 1919-08-10 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k789005q/f2

[22] Mercure de France. 1919-12-16 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2018564/f165

[23] Chambre de commerce de Paris. Catalogue de la bibliothèque. 1922 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k375596k/f120

[24] Bulletin de la Chambre de commerce de Paris. 1924-12 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5720685d/f108

[25] Bulletin municipal officiel de la Ville de Paris. 1920-09-24 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6350773m/f8

[26] Bulletin municipal officiel de la Ville de Paris. 1921-04-23 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6422631z/f22

[27] Bulletin municipal officiel de la Ville de Paris. 1921-09-17 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k64229844/f21

[28] Bulletin de la Chambre de commerce de Paris. 1924-10 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5720671c/f83

[29] Figaro. 1921-05-08 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k292842q/f2

[30] De Boulogne à Auteuil, Passy et Chaillot à travers les âges. [1922] / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k64874176/f68

[31] Gaulois. 1922-05-24 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5390689/f1

[32] Gaulois. 1922-06-30 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k539105d/f1

[33] Comoedia. 1922-06-21 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k76523338/f1

[34] Gaulois. 1923-06-23 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k539463n/f1

[35] Figaro. Supplément littéraire du dimanche. 1922-10-29 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k273455r/f4

[36] Temps. 1923-03-10 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k245038s/f4

[37] Gaulois. 1922-12-06 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k539264d/f1

[38] Nouvelles littéraires, artistiques et scientifiques. 1922-12-23 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6442366p/f5

[39] Temps. 1922-12-09 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k244948n/f4

[40] Figaro.1923-01-02 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k293447n/f3

[41] Bulletin de la Chambre de commerce de Paris. 1924-11 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5720680b/f75

[42] Muse française. 1923-01-10 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k62591058/f684

[43] Journal des débats politiques et littéraires. 1923-01-30 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k490676h/f3

[44] Gaulois. 1923-02-04 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k539324b/f1

[45] Revue de l'art ancien et moderne. 1924-06 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k432551q/f316

[46] Figaro. 1923-12-23 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2938030/f7

[47] Mercure de France. 1925-02-01 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k201972m/f260

[48] Correspondant. 1923-12-10 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k4151840/f810

[49] Nouvelles littéraires, artistiques et scientifiques. 1924-12-20 /  http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k64502964/f8

[50] Semaine à Paris. 1928-12-21 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5411558g/f63

[51] Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes. 1925. Paris / CNAM. URL: http://cnum.cnam.fr/redir?4XAE94.7 (дата обращения: 23.03.2017).

[52] Mercure de France. 1925-04-01 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2019764/f306

[53] Action française. 1925-10-29 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7624825/f4

[54] Nouvelles littéraires, artistiques et scientifiques. 1925-11-14 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6450343b/f7

[55] Bulletin annuel de Société Fragonard. 1926 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k61063092/f59

[56] Moyen âge. 1927 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1164192/f445

[57] Mémoires de la société des sciences naturelles et archéologiques de la Creuse. 1928 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k408415g/f531

[58] Mercure de France. 1931-11-15 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k202127k/f208

[59] Comoedia. 1926-04-07 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7653959w/f3

[60] Matin. 1926-12-28 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k575655j/f2

[61] Temps. 1927-12-28 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k246878x/f7

[62] Nouvelles littéraires, artistiques et scientifiques. 1928-12-22 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6450505b/f4

[63] Temps. 1928-12-22 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k247294h/f5

[64] Bulletin de la Chambre de commerce de Paris. 1927-01-15 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5719382n/f122

[65] Bulletin de la Société d'émulation du Bourbonnais. 1927 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k54413257/f213

[66] Nouvelles littéraires, artistiques et scientifiques. 1927-03-12 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k64504124/f8

[67] Comoedia. 1927-05-18 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7651849j/f2

[68] Comoedia. 1927-06-13 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7651874m/f2

[69] Action française. 1927-07-26 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7631170/f4

[70] Nouvelles littéraires, artistiques et scientifiques. 1928-01-21 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6450457q/f12

[71] Renaissance. 1928-01-21 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k56977616/f11

[72] Comoedia. 1928-04-21 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7651553d/f2

[73] Bulletin de la Chambre de commerce de Paris. 1928-12-08 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k57194961/f46

[74] Comoedia. 1930-02-04 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7648185w/f3

[75] Choix de superbes livres, reliures, manuscrits, gravures, dessins et autographes anciens, romantiques et modernes, manuscrits & miniatures, incunables : vente du 19 au 25 Février 1931, hotel Drouot (salle 9). 1931 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5747811h/f210

[76] Action française. 1930-05-03 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k764131p/f1

[77] Nouvelles littéraires, artistiques et scientifiques. 1930-05-10 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6451969z/f9

[78] Nouvelles littéraires, artistiques et scientifiques. 1931-01-03 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6452003d/f10

[79] Bulletin de la Chambre de commerce de Paris. 1933-01-21 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5720347p/f122

[80] Nouvelles littéraires, artistiques et scientifiques. 1931-10-24 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6452045r/f9

[81] Nouvelles littéraires, artistiques et scientifiques. 1932-03-26 / http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6452067b/f9